Из истории полка. Картузов Терентий Данилович
|
|
655IAP | Дата: Четверг, 27.06.2019, 10:40 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Статус: Offline
| Информация собранная и предоставленная Валяевым Александром Викторовичем и Любовью Симоновой
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:16 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Согласно Директивы Военного МинистраСССР от 15.02.1952 года № орг./3/79348 и Приказа Командующего 25 Воздушной Истребительной Армии от15.05.1952 года № 00142 началось формирование Истребительного Авиационного Полка на аэродроме Пушкино Ленинградского ВоенногоОкруга. Полк формировал Командир ИАП гвардии полковник
К А Р Т У З О В Терентий Данилович
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:18 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| Основой формирования полка явились кадры частей 25 ВИА Ленинградского района ПВО, Бакинского и Московского района ПВО. При формировании полк входил в состав 81Истребительной Авиационной Дивизии Ленинградского района ПВО. Формирование полка закончилось 01.12.1952года на аэродроме Тапа в составе 76 Воздушной Армии. Полку присвоено наименование – 655Истребительный Авиационный Полк. Директивой Заместителя Министра Обороны СССР от 21.09.1954 года № 50160, 655 иап, входящий в состав 81 ИАД,был переведён в систему Противовоздушной Обороны Страны и вошёл в состав Особой Ленинградской Армии ПВО. 22.04.1954 года полку было вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. (Приказ Командира 655 иап от 22.04.1954 года № 068). Приказом МО СССРот 15.10.1954 года № 00146 для 655 иап определён годовой праздник –
9 мая,в ознаменование дня формирования части.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:30 | Сообщение # 4 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:31 | Сообщение # 5 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:34 | Сообщение # 6 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:41 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Материалы о первом Командире 655 истребительного авиационного полка Гвардии полковнике
КАРТУЗОВЕ Терентии Даниловиче
предоставлены его дочерью Картузовой ГалинойТерентьевной
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:47 | Сообщение # 8 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
КартузовТерентий Данилович родился в селе Стрельна, Калужской губернии, в 1907 году. В1931 году стал курсантом Сталинградской Военной Школы Лётчиков. Обучение проходил на учебном самолетеУ-1 и на боевом Р-1. В 1932 году, после окончания СталинградскойВШЛ, получил звание лётчика-истребителя и был оставлен в СВШЛ инструктором-лётчиком, где проходил службу с января 1933 года по 1938 год. Инструктор-лётчик Сталинградской Военной Школы ЛётчикКартузов Терентий Данилович. Краматорск, 1933 год. С 1938 года по 1939 год, в городе Кировобаде, на курсах усовершенствования , участвовал в подготовке испанских летчиков-истребителей для Испанской Республики. А в сентябре 1939 года выполнял задачу по подготовке командиров звеньев для участия в войне с Финляндией.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:51 | Сообщение # 9 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| Вмарте 1940 года Картузов Т.Д. был назначен помощником Командира 36 иап, дислоцировавшегося в городе Баку, где личный состав полка нёс круглосуточное боевое дежурство на рубежах границы с Ираном.
В 1941 году Терентий Данилович назначается на должность Командира 1-ой эскадрильи 36 иап. Полёты выполняли на самолётах И-16. В начале июня 1941 года был получен Приказ о перевооружении 36 иап на самолёты МиГ-1. Лётный и инженерно-технический состав полка убыл в Москву на авиазавод для переучивания и последующей приёмки новых самолётов. Но в связи с началом войны переучивание было прервано и личному составу пришлось вернуться в свою часть. Вскоре 36 иап был выведен изсостава Бакинской ПВО и получил задания на различных участках фронта. В ноябре 1941 года выполняли задачи по прикрытию с воздуха подготовку морского десанта в Керченском проливе. 29 ноября 1941 года перебазировались на аэродром Кулешовка. Прикрывали наступление войск Южного фронта на Ростов и Таганрог до 18 января 1942 года. Отбивали налеты бомбардировщиков Хе-111 и истребителей Ме-109. В газете Правда от 5 января 1942 года Совинформбюро сообщало: "Наша разведка установила, что на вражеском аэродроме близ города Т. находятся 10 самолетов противника. Утром 2 января группа истребителей капитана Картузова совершила внезапный налет на вражеский аэродром и уничтожила 6 немецких самолетов. Остальные самолеты получили серьезные повреждения." На самом деле это случилось на рассвете 1 января. "Поздравили" фашистов с Новым Годом.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 11:59 | Сообщение # 10 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| 18 января 1942 года перебазировались на аэродромЕйск. Выполняли вылеты на разведку дороги Мариуполь – Таганрог, штурмовку аэродрома Мариуполь и автоколонн по дороге на Таганрог. 20 февраля 1942 года эскадрилья перебазировалась в район Керченский пролива на аэродром Багерово и соединилась с двумя другими эскадрильями 36 иап, перейдя в состав Крымского фронта. 30 апреля был ранен и находился в Краснодарском госпитале до 19 мая, после чеговернулся в свою эскадрилью на аэродром Гостагаевская. Там получил первыйорденКрасного Знамени. В июне 1942 года 36 иап был переименован в 57 Гвардейский иап. 25 июля 1942 года капитан Картузов Т.Д. был назначен командиром 268 иап, который дислоцировался в районе станицы Советская. В конце июля полк получил задание переучиваться на самолеты Як-7 и передал все оставшиеся И-16 в другие полки, но из-за наступления немцев переучиваться не пришлось и полк перебазировался в Огни (у Дербента), затем в Зугдиди, Гори и, наконец в Аджикабул в 25 запасной иап ВВС Западного фронта. Там личный состав полка переучился на самолёты Як-7,затем на самолёты Китти-Хаук.
Штаб 268 иап. Командир иап гвардии полковник Картузов Т.Д. вместе со штурманом полка планируют проведение очередной боевой операции. 1943 год. В марте 1943 года былполучен Указ о награждении полка орденом Красного Знамени.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 12:04 | Сообщение # 11 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| Вручал Орден и Боевое Знамя полкачлен ВС Закавказского фронта генерал-майор Яковенко на аэродроме Кара-Су. В июле 1943 года полк, укомплектованный самолетами Китти-Хаук, убыл в город Куйбышев в состав 141 иад Восточного фронта ПВО. Выполняли задачу поприкрытию промышленных районов городовКуйбышева, Ульяновска, Сызрани, Чапаевскаот налетов фашистской авиации. В феврале 1944 годаполк перебазировался в город Ростов-на-Дону и вошел в состав 2 Гвардейской иад (Командир дивизии генерал-майор Пунтус). 21 апреля 1944 годаполк перебазировался на аэродром Большая Кахновка (Кременчуг) и вошёл в состав 310 иад Юго-Западного фронта ПВО (Командир дивизии полковник Костенко).
Командир 268 иап гвардии подполковник Картузов Т.Д. в кабине самолёта «Аэрокобра» Польша. Краков. 1945 год. В ходе ведения боевых действийполк выполнял задачу по прикрытию городов Харьков, Полтава, Миргород. В составе 310 иад полк находился до июля 1946 года. 16.12.1944 года полк наземным эшелономубыл в Польский город Жешув, а лётный состав перелетел на аэродром Белая Церковь, где сдал самолеты Китти-Хаук
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 12:06 | Сообщение # 12 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| и 20 марта 1945 года завершил переучивание на самолеты «Аэрокобра», на которых перелетели на аэродром в районе города Краков. 21 марта 1945 года полкперебазировался на аэродром Глейвиц, где вместе с истребителями Ла-7 иап Лаптева действовал над полем боя по прикрытию наземных войск. 24 апреля 1945 года полкперебазировался на аэродром Ельс с задачей ночного блокирования с воздуха окруженной группировки немецких войск в Бреслау. 2 мая 1945 года группировка капитулировала, а через неделю наступила Победа! Всего за годы войны личныйсостав 268 истребительного авиационного полка выполнил 3296 боевых вылетов и уничтожил 62 вражеских самолета.
Гвардии полковник Картузов Терентий Данилович Тапа, 1962 год.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 12:08 | Сообщение # 13 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
На встрече ветеранов 268 иап. Ростов-на-Дону, 1985 год.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 12:14 | Сообщение # 14 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
| Страницыиз личного дневникаКартузоваТерентия Даниловича
С 31 мая 1931 года я был зачислен курсантом Сталинградской ВШЛ. Учёба проходила по ускоренной программе, т.к. все слушатели были призваны из ВУЗов. Шесть месяцев теоретическая часть, шесть месяцев – полёты на учебных самолётах и шесть месяцев – полёты на боевых самолётах. Обучение закончено в декабре 1932 года. С тех пор я стал лётчиком-истребителем и оставлен инструктором-лётчиком в той же школе. Там в этой должности я прослужил более пяти лет. В марте 1938 года был направлен в Кировобадскую школу пилотов, которая ускоренно готовила боевых лётчиков для Испанской республиканской армии из молодых испанцев. Там мне дали группу курсантов (10 человек), подлежащих отчислению из-за отсутствия лётных качеств. На них уже был затрачен большой труд других инструкторов и задержка с отправкой их на родину объяснялась большими трудностями её осуществления. Но желание летать у этих ребят было огромно.
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |
Viktor | Дата: Четверг, 27.06.2019, 12:16 | Сообщение # 15 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Статус: Offline
|
Много и мне пришлось с ними повозится, но все они постепеннобыли подготовлены для самостоятельного полёта и полностью подготовлены для боевых действий на истребителе И-16. Но в 1939 году война в Испании была закончена поражением республиканцев. Началась вторая мировая война и Кировобадская школа пилотов прекратила своё существование. На базе её были созданы Курсы усовершенствования командиров авиазвеньев. Там я был в должности командира звена. Осенью 1939 года реакционное финское правительство развязало войну против нашей страны, которая продолжалась по март 1940 года. Подготовленные нами командиры звеньев направлялись на этот фронт. А в марте 1940 года я получил назначение в Баку в 36 иап на должность помощника командира 1 эскадрильи. Полк базировался на аэродроме Кишлы (у цементного завода), а в летний период
Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
|
|
| |