Форум 655 ИАП(в/ч 40361) прошедшего огонь, воду и медные трубы и его замечательного личного состава
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Левченко Анатолий Николаевич
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 14:45 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline

НЕБО НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Е.Бессчетнов



     Герой Советского Союза подполковник Левченко Анатолий Николаевич проходил службу в 655 иап (г.Пярну), который большую часть своего существования входил в состав 14 дивизии ПВО.
     Этот материал был опубликован в журнале «Авиация и космонавтика» много лет назад и приводится в авторской редакции, отражая дух публикаций своего времени.
     Это случилось 27 декабря 1985 года. Был обычный, ничем не примечательный день. Подполковник Левченко, возглавляя группы истребителей, уже выполнил три боевых вылета. Особенно удачным был последний: четверка буквально разгромила прорвавшийся с территории Пакистана душманский караван, который нес большую партию оружия и боеприпасов. Делясь впечатлениями о полете, авиаторы коротали время на аэродроме. Левченко беседовал с майором медицинской службы Михаилом Божко. Речь зашла о подготовке к встрече Нового года.
Вдруг с командного пункта передали: снова поднять в воздух четверку истребителей. В районе перевала Саланг на одной из высот обнаружены две огневые позиции – душманы обстреливают колонны машин, доставляющие из СССР в Афганистан горючее, продовольствие.
     Анатолий Николаевич по привычке взглянул на часы, засекая время:16-00.
-Вернусь из полета, тогда и продолжим разговор, - бросил он на ходу Божко.
     Левченко уточнил координаты цели, поставил перед летчиками боевую задачу на вылет. И вот самолеты поднялись в воздух. Заходящее солнце еще освещало дальние вершины гор, а низины уже наполнились вечерней мглой.




Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 14:51 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
Анатолий Николаевич точно вывел группу в заданный район. Уже на подлете к перевалу отыскал цель - обосновавшиеся высоко в горах душманские расчеты. Когда звено в боевом порядке выполнило половину виража, Левченко доложил:
-На боевом. Цель наблюдаю, атакую...
     И его пара, отделившись от строя, стала падать вниз в ущелье, нацеливаясь на одну из позиций. Вторая же пара продолжала описывать вираж, чтобы ударить по цели, зайдя с другого направления.
     Майор Алексей Щербак устремился в атаку вслед за Левченко, стараясь плотнее выдержать боевой порядок, чтобы кучнее послать бомбы. Может быть, поэтому не сразу заметил обстреливавшие пару огневые средства ПВО душманов. Зато хорошо видел их летчик второй пары. С тревогой следил он за работавшими зенитными установками: их яркие вспышки напоминали огни электрической сварки...
     Наконец раздалась короткая, как выстрел, решительная команда подполковника Левченко:
- Сброс !
     Выполняя ее, майор Щербак нажал на боевую кнопку, посылая бомбы в цель, и одновременно с ведущим, тоже произведшим сброс, начал выводить истребитель из крутого пикирования. И только тогда увидел впереди по курсу огоньки зенитной горной установки, а чуть дальше - другой. Трассирующие снаряды летели навстречу их паре.
     Под самолетом ведущего, у левой плоскости вдруг что-то блеснуло, и он, точно столкнувшись с препятствием, прекратил выход из атаки. Между тем было заметно, что летчик продолжает управлять машиной: самолет, явно повинуясь его воле, уходил вниз, навстречу трассам. Алексей понял: случилась беда. Очевидно, Левченко ранен. Может быть, даже смертельно...
     Заканчивая выход из атаки, Щербак успел заметить, как ведущий довернул на ближайшую зенитную горную установку и почти отвесно пошел точно на нее.Самолет все ниже и ниже. А навстречу по-прежнему тянутся огненные трассы, впиваются в истребитель.
     Алексей уже переходил на вираж, когда машина подполковника Левченко всей многотонной массой обрушилась на установку душманов. Взрыва Щербак не услышал, зато ему хорошо был виден поднявшийся черный столб дыма. В одно мгновение он превратился в ярко-красный, полыхнув мощным заревом в вечерних сумерках...
     Вторая пара, закончив разворот, вышла на боевой курс и с пикирования сбросила бомбы на другую огневую позицию душманов.
     Затем группа, сделав круг над местом падения командирской машины, взяла курс на свой аэродром.



Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 14:54 | Сообщение # 3
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
Когда майор медицинской службы Божко вместе с поисковой командой высадился на высоте, он увидел пустующие укрепленные точки душманов, сложенные из камня. Там, куда упал наш самолет, лежала до основания разрушенная позиция ЗГУ. Сомнений не осталось: подполковник Анатолий Левченко, получивший тяжелое ранение, стремясь обезопасить боевых товарищей, в первую очередь своего ведомого, сознательно решил пожертвовать собой, избрав оружием последнее, что оставалось в его распоряжении, - огненный таран...
Какой путь в жизни прошел подполковник Левченко, каким он был, как служил, что привело его к подвигу? Об этом мне рассказали те, кто хорошо знал его: боевые товарищи, друзья, родственники.
     Родился Анатолий Левченко 6 февраля 1947 года в поселке Новониколаевский Волгоградской области. Его отец, Николай Петрович, в 1926 году стал одним из первых трактористов в районе, работал на приобретенном нашей страной за границей тракторе. В годы Великой Отечественной войны трудился на авторемонтном заводе-восстанавливал автомашины, танки, моторы для фронта. Мать, Александра Михайловна, работала там же. Семья рабочая, знающая цену труду.
      Анатолий рос любознательным. С малых лет любил слушать рассказы о войне. Родители в шутку называли его солдатиком. Когда Анатолию исполнилось шесть лет, учительница Полина Максимовна Шибалкова обратилась к ним а предложением определить его в первый класс. Александра Михайловна сначала колебалась - мал еще, но потом согласилась. То обстоятельство, что Анатолий на год раньше пошел в школу, впоследствии, едва не помешало ему в осуществлении мечты.
      Когда летом 1964 года по окончании средней школы он сдал вступительные экзамены в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, комиссия с запозданием обнаружила, что по возрасту ему не хватает полгода. В списке принятых Анатолий своей фамилии не увидел и должен был покинуть стены учебного заведения.
      Без неба Левченко не представлял себе жизни. Стать летчиком он мечтал уже с шестого класса. Его кумирами были В.Чкалов, И.Кожедуб, А.Покрышкин, Ю.Гагарин. До последнего момента все как будто складывалось удачно и вдруг такой удар: не принят! Анатолий не смог смириться с этим. Ведь экзамены выдержал успешно, со здоровьем все нормально. Надо бороться за себя! И он обратился к старшине, командиру роты, начальнику приемной комиссии...
      Не сразу, после некоторых колебаний, его все же оставили в училище, правда, пока в резерве. В письме родителям Анатолий делился планами: «Если отчислят-пойду работать на завод и запишусь в аэроклуб, а на следующий год снова приеду в училище...» Но ему повезло: уже к началу занятий из резерва он был переведен в курсантскую группу. И началась напряженная учеба.


Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 15:45 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
По окончании училища с дипломом летчика-инженера лейтенант Анатолий Левченко осенью 1968 года прибыл в Краснознаменный Закавказский военный округ. Уже через месяц, в декабре, его назначили старшим летчиком. Еще в училище он был принят кандидатом в члены КПСС. Здесь, в боевом полку, вскоре стал членом партии. Через год молодой летчик возглавил авиационное звено. А потом последовали новые повышения, перемещения по службе, зарубежные командировки. Добросовестный ратный труд офицера был отмечен: в 1975 году Левченко удостоился ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени.
     В последние годы Анатолий Николаевич служил в Краснознаменном Прибалтийском военном округе, где командовал звеном, был штурманом эскадрильи, заместителем командира эскадрильи, а с мая 1981 года –старшим штурманом авиаполка.
     У некоторых летчиков с годами притупляется острота ощущения романтики небесных дорог. А вот с Анатолием Николаевичем, прослужившим в авиации два десятка лет, такого не случилось: каждый раз он испытывал чувство восторга, когда поднимал ввысь свой всепогодный перехватчик. Однако напряженная летная работа все же давала о себе знать.»
Анатолия Николаевича направили в госпиталь на очередное обследование врачебно-летной комиссией. Здесь он и узнал, что несколько человек из полка должны поехать в ДРА. Три дня спустя Левченко заявился домой. Увидев его на пороге, жена удивилась:
 -Что случилось? Почему тебя так рано отпустила?
 -Понимаешь, Нина, предвидится поездка в Афганистан. А мне что же, лежать на больничной койке? Не могу! Здоровье еще позволяет летать...
    В июне 1985 года подполковник Левченко уже находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане и вместе с товарищами по крылатому строю приступил к выполнению боевых заданий, оказывая интернациональную помощь народу этой страны в отражении внешней агрессии реакционных сил. В коллективе его по праву считали сильным летчиком, наиболее подготовленным, одним из лучших. Действительно, первый класс он получил еще пять лет назад, будучи заместителем командира эскадрильи. За эти годы не раз участвовал в очень ответственных полетах. Однако не считал, что приобретенный опыт сам по себе гарантирует ему успех на новом месте. Поэтому к каждому полету всегда готовился кропотливо, тщательно, с учетом необычных условий действий. Требовал этого и от подчиненных. Особое внимание уделял правильной прокладке маршрута, обеспечению точного  выхода на цель, использованию всего арсенала приемов и способов нанесения меткого, неотразимого удара. Часто Анатолию Николаевичу доводилось возглавлять группы истребителей различного состава, и он всегда добивался отличного выполнения заданий.



Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 15:51 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline


...В начале сентября заметно осложнилась обстановка в районе Хоста. Оказывая поддержку наземным подразделениям афганской армии в борьбе с бандами душманов, активизировавшими свою разбойничью деятельность, Левченко с боевыми товарищами часто летал на выполнение сложных и ответственных заданий. Надо иметь ввиду, что ориентировка в этой местности довольно трудная: сплошной горный массив, нередко затянутый облачностью. На опознание цели уходило много времени, и на свою «точку» авиаторам в таких случаях приходилось возвращаться с минимальным остатком топлива. Но, благодаря незаурядному профессиональному мастерству подполковника Левченко, его умению точно опознавать характерные признаки цели, ее все-таки находили и наносили мощные ракетно-бомбовые удары.
     Но однажды летчиков, казалось, постигла неудача. Группа истребителей, которую возглавлял Левченко, должна была ударить по огневым точкам душманов южнее Хоста. Пришли в заданный район, а он затянут облачностью. В разрывах облаков видна плотная дымка в горах Летчики сделали один вираж, другой, третий. Безуспешно... Левченко надеялся, что облака раздвинутся и появится возможность нанести удар, но серая хмарь, как назло, все наползала, сгущалась.
     Истребители уже в пятый раз прошли над районом, а цель так и не обнаружили. И тогда Анатолий Николаевич, учитывая, что топлива осталось в обрез, принял решение ударить по запасной цели: позициям душманов, находившихся вблизи от месторасположения наших войск.
Трудно сказать в какой ситуации от ведущего группы требуется больше мужества и самообладания – тогда ли, когда надо нанести удар в условиях плохой видимости вблизи своих войск, где малейший промах чреват тяжелыми последствиями, или тогда, когда ведет подчиненных в атаку на ощетинившиеся огнем ДШК и рядом проносятся трассы свинца. Анатолий Николаевич, не побоявшись взять на себя всю полноту ответственности, вывел группу на запасную цель, и авиаторы отлично отбомбились по ней.
Но и на огненные трассы Анатолию Николаевичу тоже доводилось идти. Именно так было, например, 14 декабря, когда потребовалось срочно нанести удар восьмеркой по позициям душманов в районе Алихейля. Вылетели за полчаса до захода солнца. На земле уже серело, от вершин гор падали черные тени. Когда группа пришла в указанный район, на темном фоне земли летчики сразу обнаружили выспышки выстрелов от работавших там душианских средств ПВО.
      Анатолий Николаевич, шедший во главе второй четверки видел, как светящиеся трассы устремились к самолетам зашедшего в атаку первого звена. А потом повел и свою группу. Уцелевшие от удара огневые точки ощетинились трассами. В наступающих сумерках было хорошо видно как яркие строчки тянутся навстречу истребителям. Любая из них могла вонзиться в самолет, прошить его насквозь. Острый холодок опасности затаился в груди. Но нельзя дрогнуть... Левченко выбрал себе один светлячок на земле, его ведомый майор Щербак – другой. По светлячку взяли и летчики второй пары. В считанные секунды четверка метко полоснула по цели.



Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
ViktorДата: Пятница, 20.12.2019, 15:53 | Сообщение # 6
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1012
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
В конце декабря началась операция афганских войск по очистке от банд района Чарикара. По просьбе руководства вооруженных сил ДРА наши авиаторы оказывали им поддержку. Разведчики отыскивали отступавышие по тропам и перевалам отряды душманов, а экипажи истребителей, находившиеся на аэродроме в готовности к немедленному вылету, по первой команде взлетали, получали в воздухе задачу, координаты цели и, обнаружив банду, наносили удар.
    26 декабря Анатолий Николаевич, возглавляя группы, провел несколько удачных боевых вылетов, уничтожая отступавшие разрозненные отряды. Погода была уже на пределе, тем не менее он вовремя отыскивал цели, наносил по ним сокрушительные удары. А на следующий день был тот последний, роковой полет, оборвавший жизнь отважного летчика, вместе с тем и обессмертивший его имя.
    За полгода, проведенные в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, Анатолий Николаевич принял участие в девяти боевых операциях, нанес
174 ракетно-бомбовых удара. Всего же в небе ДРА он совершил 188 боевых вылетов. Его общий налет за годы службы составил 2268 часов.
     Что вело коммуниста военного летчика первого класса подполковника Левченко на подвиг, что лежало в основе его мужества, смелости, отваги? С уверенностью можно сказать: пламенная любовь к Советской Родине, глубокая идейная убежденность, непоколебимая верность воинскому и интернациональному долгу.
     Он был исключительно обаятельным человеком, которого любили всюду – в школе, в училище, в частях, где служил.



Лучше не обещать, чем обещать и не сделать.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2006 Создать бесплатный сайт с uCoz